Что такое ОНР?

11.03.2019

Чаще всего в логопедические группы детского сада поступают дети с заключением ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР).

 Родителей интересует, что это такое?

Сами они описывают  речевые проблемы  своих детей, как «не может подобрать нужное слово, показывает руками, путает окончания слов, неправильно произносит слова и т.п.».

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ — это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

 

Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонематического и лексико - грамматического недоразвития.

 

Принято выделять три уровня речевого развития при ОНР.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 4- 5 лет, а иногда и старше имеют ограниченный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми , непонятны для окружающих и понятны только родителям и близким людям («ись» - «киска», «ака» - «собака», «нини» - «штаны»). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически («Ись иди» - «Киска сидит»). Характерна также и многозначность употребляемых слов. При этом возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот. Например, слово «пи» (часть глагола «пить») может обозначать чашку, воду, сок, молоко. А слово «дей» («дверь») - глаголы «открыть», «закрыть». Широко используя мимику и жесты, дети с первым уровнем развития речи при ОНР понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у детей с первым уровнем развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, пропускаются.

 

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ  речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными словами, но и посредством достаточно понятных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств. При этом следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти»  - «цветочки», «какоки» - «колготки»). Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех, четырех слов («Азя тоит а тое» - «Ваза стоит на столе»). Отмечаются ошибки в использовании предлогов — их пропуск, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных окончаний. У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается понимание обращенной речи. Фонетическая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков.

 

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ речевого развития пир ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико — грамматического и фонематического недоразвития. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («штаны» - это и брюки, и шорты). Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Нарушения слоговой структуры слов: правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов («Дети сипили новика» - «Дети слепили снеговика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращении при стечении согласных в слове. Понимание обращенной речи приближается к норме.

Описанные проблемы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи у детей проявляются более отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом. Поэтому своевременная помощь ребенку поможет избежать или частично компенсировать перечисленные проблемы и поможет его дальнейшему успешному развитию.

 В первую очередь постарайтесь как можно больше разговаривать с ребенком. Называйте предметы, которые попадают в поле зрения ребенка или наоборот, предметы, на которые он не обращает внимания. Называйте признаки предметов (цвет, размер, качества), действия, которые можно совершать с этим предметом или действия, которые предмет может совершать сам. Обязательно спросите его об увиденном, предложите рассказать об этом папе, бабушке, дедушке и т. д. Речь взрослого должна быть эмоциональной, и ребенок должен почувствовать Вашу искреннюю заинтересованность в общении с ним.

 

Второе: рассматривайте и читайте книги. После прочтения задайте ребенку  вопросы по содержанию прочитанного, чтобы определить, понял ребенок, что ему прочитали или нет. Уточните, понравилась ли ему книга, рассказ, сказка и т. д.

 

И еще. Поиграйте с ребенком.

-       Игра «Кто больше назовет?» - называть предметы одной группы, например, только птиц или только овощи и т. п.

-       Игра «Помоги — разбери» - разделить предметы (это могут быть игрушки, картинки или натуральные предметы) на две группы : овощи — фрукты, звери — птицы, домашние — дикие животные, одежда — обувь.Хочу такой сайт

-       Игра « Четвертый лишний» - ребенку предлагается четыре картинки, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы, изображенные на картинках. Ребенок должен показать или назвать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».

-       Упражнение «Найди отличия» - в детских журналах печатаются довольно часто. В этих упражнениях взрослый просит ребенка не  показать отличия, а назвать их.

-       Игра «Скажи наоборот» или «Подскажи словечко»- взрослый предлагает ребенку «подсказать»  нужное слово. Например : слон большой, а комар..., Золушка добрая, а мачеха …., лев смелый, а заяц …. . Подобные игры можно найти в печатном издании.

 

 Перечисленные игры способствуют расширению словаря ребенка. И это всего лишь маленькая часть из того что поможет развить словарь ребенка.

 Если ребенок посещает логопедический детский сад  рекомендации всегда можно получить у логопеда, а так же издается большое количество настольно — печатных игр для детей, которые направлены на расширение словаря ребенка.

 

Для формирования грамматического строя речи можно предложить ребенку такие задания, как:

 

- «Один и много» - взрослый называет любой предмет в единственном числе, а ребенок этот же предмет во множественном числе. Например: чашка – чашки, машина – машины, бант – банты и т.п. Это задание можно «превратить» в игру с мячом.

- «Назови ласково» - взрослый называет предмет, а ребенок тот же предмет ласково. Например: стол – столик, собака – собачка, книга – книжечка и т.п.

- «Чего нет?» - взрослый выставляет в ряд любые игрушки или предметы (можно заменить картинками).  Предлагает ребенку запомнить их. Затем незаметно убирает одну игрушку (или предмет), спрашивает «Чего нет?», ребенок вспоминает и называет. Например: нет ложки, нет карандаша, нет куклы и т.п.

- «Посчитай» - предложите ребенку посчитать предметы, согласовывая существительные с числительным. Рекомендуется считать до 5 предметов. Например: одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок.

- «Жадина» - согласование существительных с местоимениями мой, моя, мои, моё. Проводить можно с игрушками или предметами (можно использовать картинки). Игрушки (предметы, картинки) сложить вместе. Затем по очереди брать по одному предмету и приговаривать: «мои колготки», «моя ваза», «мой карандаш» и т.д.

- «Веселый котенок». В этой игре главным героем может быть любимая игрушка ребенка. Взрослый размещает игрушку под столом, на стуле, в шкафу, за коробкой и т.п., предлагает ребенку найти ее. Затем спрашивает: «Где спрятался котенок? Щенок?...». Во время ответа обращайте внимание на правильное использование предлогов в речи ребенка, если необходимо, помогите ему.

 

Для проведения вышеперечисленных игр Вам не нужно ничего дополнительно готовить, всё необходимое у Вас уже есть дома. Нужно только хорошее настроение, любовь к своему ребенку и желание ему помочь.

   

Логопед: Добрякова Елена Владимировна.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».