Дополнительная общеразвивающая программа Сотворим-ка

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 67 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
Протокол №1 от 30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ №35 от 30.08.2023г.
Заведующий ГБДОУ детский сад № 67
комбинированного вида Фрунзенского
района Санкт-Петербурга
___________________ Н.А.Андреева

С учетом мнения
Совета родителей
(законных представителей воспитанников)
Протокол №1 от 04.09.2023г.

Дополнительная общеразвивающая программа
художественно - эстетической направленности
«Сотворим-ка»
Срок освоения: 1год
Возраст обучающихся: 5-6лет

Разработчик:
Давыдова Светлана Геннадьевна
Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2023г.

1

Содержание
№
I.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.9.1

Пояснительная записка
Направленность
Актуальность реализации
Адресат
Уровень освоения
Объем и срок освоения
Отличительные особенности
Цели и задачи
Планированные результаты освоения
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации

Номер
страницы
3
4
5
6
6
6
8
9
11
11
12

1.9.2
1.9.3

Форма(ы) обучения
Особенности реализации

12
12

1.9.4

Условия набора и формирования групп

12

1.9.5

Формы организации и проведения занятий

12

1.9.6

Материально-техническое оснащение

13

1.9.7

Кадровое обеспечение

13

II.
III.

Учебный план
Календарный учебный график

14
15

IV.
V.
5.1
5.2
VI.

Рабочая Программа
Методические и оценочные материалы
Методические материалы
Оценочные материалы
Информационные источники

17
24
24
24
27

2

Название разделов

I. Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественно-эстетической
направленности «Сотворим-ка» разработана на основании следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Мин просвещения России)
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1441 «Правила
оказания платных образовательных услуг»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №
1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№
652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 №
831 «Об утверждении требований к официальной структуре сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату
представления информации (с изменениями от 07.09.2021 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.43648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодѐжи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждѐнная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2022
№ 1676 «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих
программ,
реализуемых
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
и
индивидуальными
предпринимателями СанктПетербурга»;
- Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 67 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

3

1.1 Направленность:
Дополнительная общеразвивающая программа «Сотворим-ка» художественной
направленности ориентирована на удовлетворение
образовательных
потребностей
обучающихся и запросов их родителей (законных представителей), а также на
всестороннее, гармоничное развитие обучающихся 5-6 лет, на формирование и развитие
творческих способностей, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся и
рассчитана на один год обучения.
Преимуществами этого направления является доступность, эффективность и
эмоциональность.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественноэстетической
направленности «Сотворим-ка»
реализуется
за пределами
федеральных
государственных образовательных стандартов.
1.2 Актуальность:
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. Все дети любят рисовать. Но нередко из-за отсутствия знаний и технических
навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.
Современного ребѐнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных
материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения
требует новых идей в творчестве. Одной из нетрадиционных техник рисования является
техника Эбру.
В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники Эбру, у детей
развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память,
эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует
цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. Кроме того, Эбру — это еще и
настоящая арттерапия. Нескольких минут контакта с водой хватает, чтобы ребенок
выплеснул свои эмоции и отобразил свое настроение с помощью красок. Нет сомнения,
что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде можно
получить такие красивые и разнообразные узоры. С помощью воды дети учатся
прислушиваться к своим желаниям, чувствуют уверенность, могут стать более
раскрепощенным, а ведь это очень важно для деток, которые растут «закрытыми». А
главное, что даже тот ребенок, который никогда не интересовался рисованием и не
отличался особыми достижениями на уроках изобразительного искусства, с помощью
техники Эбру может с легкостью создать свой маленький красочный шедевр.
Предлагаемый курс бумажной пластики может подключить к широкой творческой
деятельности воспитанников, не обладающих ярко выраженными творческими
способностями к творческой и мыслительной деятельности. Бумага – это материал,
имеющий хорошие конструктивные и пластические свойства, знакомый каждому
подростку. Также занятия бумажной пластикой предполагают наличие сведений из
различных областей искусств: умение читать простейшие схемы и чертежи, что
необходимо для выполнения выкроек различной сложности; способность чувствовать
пространственную среду; владеть основными способами изображения на листке и иметь
хотя бы начальные практические навыки в конструировании. Недостающие навыки могут
быть приобретены в результате конструктивной деятельности. Этому способствуют
упражнения в создании не сложных композиций и отдельных изделий. В любом случае
конструирование предполагает аналитический характер деятельности, формирует
способность нестандартного мышления. Использование минимума мастерства при
максимальной выразительности приобщает к целостному видению конкретной формы,
создаваемой ребенком. Занятия бумажной пластикой развивают объемно –
пространственное мышление, целостное восприятие объектов работы, их связь со средой и
чувство масштабности, воспитывают художественный вкус.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из ткани»
4

имеет художественную направленность. Данная программа направлена на обучение детей
самым простейшим основам шитья, включая элементы с применением бумаги. Занятия по
программе развивают мелкую моторику , координацию движений, что в свою очередь
положительно влияет на мыслительную деятельность, развитие речи, пространственное
воображение.
Для детей с очень важны наглядно-действенные методы организации деятельности, они
развивают творческое мышление, фантазию, дают возможность на практике проверить
свои силы в декоративно-прикладном творчестве. В результате обучающийся должен
развить личностные качества: самостоятельность, терпимость, ответственность,
выдержанность, иметь представление о творческих видах деятельности, владеть навыками
анализа
и
самоанализа.
Методика проведения практической работы, строится на тематическом разнообразии и
заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Решения творческих и
технологических задач не должны быть слишком трудоемкими и утомительными. Как
правило, они рассчитаны на непродолжительный отрезок времени и выполняются в
течение одного - двух занятий. На занятиях не только формируется эстетический вкус , но
и даются необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть
осуществляют
психологическую
и
практическую
подготовку
к
труду.
Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, ребенок не останется прежним.
Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы,
поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

5

1.3 Адресат:
Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественноэстетической направленности «Сотворим-ка» разработана для работы с обучающимися от
5 до 6лет.
В реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Сотворим-ка» могут принимать участие все желающие от 5 до 6 лет, не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, без предъявления особых требований
к уровню развития творческих способностей.
Возрастные особенности обучающихся 5 - 6 лет
В возрасте от 5 до 6 лет у детей развиваются изобразительные способности,
воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных
композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов –к
живописи или графике, пластике или дизайну. На протяжении всего дошкольного
периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать,
не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно
обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности. Усвоение
детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая
его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают
систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при
этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов.
От способов обследования зависит структура формируемых образов. Сенсорная культура
имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать
цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать
произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать
образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму,
строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о
материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа.
Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной
творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам
образного воспроизведения форм.
1.4 Уровень освоения: общекультурный, так как программа предполагает
формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение
индивидуальных потребностей в рисование и творчестве.
1.5 Объѐм и срок освоения:
- Объѐм - 62 часа (на 1 год)
- Срок освоения - 1 год
- Количество занятий в неделю – 2
- Количество занятий в месяц – 8 (за исключением следующих месяцев: январь и май –
по 7 занятий в месяц).
Максимальные нагрузки на обучающихся за
1 занятие
соответствуют
нормативным требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
Продолжительность занятий:
Обучающиеся 5-6 лет – 30 минут (академический час равен 30 минутам)
Предусмотрены обязательные
санитарно-гигиенические
перерывы между
занятиями продолжительностью 10 мин.
6

Занятия проводятся со 1 октября 2023 года по 24 июня 2024 года 2 раза в неделю, во
второй половине дня.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы
художественно-эстетической направленности «Сотворим-ка»: техника «Эбру» состоит в
пробуждение интереса у детей к новой деятельности. Проведение таких занятий
использованием нетрадиционной техники рисования на воде развивает уверенность в
своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей свободно выражать свой
замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, развивает творческие
способности, воображение и полѐт фантазии.
Во время работы, дети получают эстетическое удовольствие, воспитывается
уверенность в своих творческих возможностях, через использование данной технике.
Программа «Чудеса из ткани» способствует развитию моторных навыков:
точности движения, их координации, развитию сенсорного восприятия, глазомера,
логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения
доводить работу до конца) учащихся, а также художественных способностей и
эстетического вкуса. Отличительной особенностью данной программы является то, что
она позволяет детям попробовать свои силы в различных видах рукоделия (лоскутная
пластика, техника изонити, народная кукла, шитье игрушек из фетра), удовлетворить свои
потребности в приобретении новых знаний, умений, выбрать приоритетное направление и
максимально реализовать себя в нем.
Бумагопластика – одна из действительных форм работы с детьми, которая
помогает детям творчески мыслить, развить пространственные способности. Даже те дети,
которые не умеют хорошо рисовать, могут выполнять интересные работы из бумаги,
используя при этом минимальные затраты в материале. Воспитанники не просто учатся
работать с бумагой, но и знакомятся с декоративно-прикладным искусством,
художественными традициями родного края. Бумагопластика является важнейшим
средством адаптации и социализации в современном мире.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы художественноэстетической направленности « Сотворим-ка»
Педагогическая целесообразность определяется направленностью на организацию
социально полезной деятельности дошкольников, созданием благоприятных условий для
развития познавательной и творческой активности. В процессе работы у дошкольников
повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук.
Для педагога использование различных техник в работе с детьми:
 является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников,
обеспечивающих интеграцию таких образовательных областей как речевое,
познавательное и социально-коммуникативное развитие;
 позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры
(учиться и обучаться играя);
 позволяет формировать познавательную активность, способствует воспитанию
социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
 позволяет объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,
предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный
мир, где нет границ
Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественно-эстетической
направленности «Сотворим-ка» в реализации программы используют несколько видов
занятий:
Вводное занятие –педагог знакомит детей с техникой безопасности, особенностями
7

организации обучения.
Ознакомительное занятие–педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной
технике с различными материалами.
Освоение основных приемов рисования: салют, волны, ромашки, сердечки и тюльпаны
Занятие по памяти–проводится после усвоения детьми полученных знаний, оно дает
ребенку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие–детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам,
литературным произведениям.
Занятие содействует развитию творческого воображения ребенка. Занятие-импровизация–
на таком занятии, дети получают полную свободу в выборе художественных материалов и
использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребенка,
раскрепощают его. Проверочное занятие–(на закрепление) помогает педагогу после
изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым
нужна помощь педагога. Комбинированное занятие–проводится для решения нескольких
образовательных задач. Комбинированное занятие состоит из подготовительной, вводной,
основной и заключительной частей:
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики,
наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие
эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр
для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с
детьми о том, кто и что будет рисовать, какие приемы стоит использовать.
Основная часть-непосредственно работа красками на воде по теме. Важную роль при
этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и
звучит на протяжении всей деятельности. Можно использовать произведения
классической музыки П.Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р.
Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей,
тропических
лесов).Обязательным
является
проведение
физкультминутки.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и работ других ребят;
раскрытие творческого замысла. После подведения итогов деятельности детские работы
переносятся на бумагу и фотографируются. В конце обучения из лучших работ
оформляются выставка и альбом для каждого ребенка. Итоговое занятие–подводятся
итоги работы. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их
отбора и подготовки к отчетным выставкам. Так же проводятся с детьми занятияпутешествия, квесты, развлечения.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественноэстетической направленности «Сотворим-ка» направлена на:
 использование нетрадиционные методы и способы развития детского
художественного творчества;
 нетрадиционное рисование, которое доставляет детям множество положительных
эмоций;
 создание условия для использования этой техники в самостоятельной
деятельности;
 создание условия для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
 существование возможностей реализовать индивидуально-личностный и
деятельностный подходы в обучении детей и решить проблему с быстрой
утомляемостью детей;
1.6 Отличительной особенностью
8

Дополнительной общеразвивающей программы «Сотворим-ка» художественно направленности является обогащение и развитие внутреннего мир ребенка. Данный вид
творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть
чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными
материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в
своих силах. Владея техникой рисования Эбру, ребенок получает возможность выбора,
что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной
деятельности.
Раздел «Чудеса из ткани » способствует развитию моторных навыков: точности
движения, их координации, развитию сенсорного восприятия, глазомера, логического
мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить
работу до конца) обучающихся, а также художественных способностей и эстетического
вкуса. Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет
детям попробовать свои силы в различных видах рукоделия (техника изонити, народная
кукла), удовлетворить свои потребности в приобретении новых знаний, умений, выбрать
приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Бумагопластика – одна из действительных форм работы с детьми, которая помогает
детям творчески мыслить, развить пространственные способности. Даже те дети, которые
не умеют хорошо рисовать, могут выполнять интересные работы из бумаги, используя
при этом минимальные затраты в материале. Воспитанники не просто учатся работать с
бумагой, но и знакомятся с декоративно-прикладным искусством, художественными
традициями родного края. Бумагопластика является важнейшим средством адаптации и
социализации в современном мире.
1.7 Цель и задачи реализации
Цель:
раскрытие творческих способностей обучающихся, через овладение техникой рисования
на воде – Эбру.
Задачи:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):


познакомить с историей возникновения и особенностями традиционного эбру;



знакомство с различными художественными материалами в технике эбру;



приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра;



развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные
пропорции частей, используя текучесть воды и разные цвета и оттенки красок;



обучение созданию картин на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и
приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение
содержания программы):

9



развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти,
фантазии, воображения;



развитие колористического видения;



развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;



улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;



формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою
деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее
место);



развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность
в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения
других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания
программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):


формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным
творчеством;



формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;



формирование устойчивого интереса к художественной деятельности в технике эбру;



воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;



воспитание аккуратности.

Цель раздела «Бумагопластика»
Максимально раскрыть творческие и образно-пространственные способности детей
средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- обучить навыкам работы с бумагой, используя ее возможности; - развить интерес
к культуре, мифологии, фольклору, литературе разных народов;
- освоить социо-культурный и духовно-нравственный опыт ведущих видов
человеческой деятельности;
- формировать навыки работы с бумагой.
Воспитательные:
- создать условия для благоприятной социализации и творческой самореализации
обучающихся;
- воздействовать на мотивацию выбора жизненного пути и будущей
профессиональной деятельности;
- выработать чувства ответственности за начатое дело и «нужности» участия в нем.
- воспитывать творческое отношение и интерес к работе, национальным
традициям своего народа.
Формировать эстетические качества в работе.
Личностно-развивающие:
- повысить интеллектуальный уровень развития личности;
- развить творческую активность, пространственное и логическое мышление;
- расширить кругозор и активизацию эстетической направленности личности.
Цель раздела «Чудеса из ткани» – создание условий для развития творческого
потенциала обучающегося средствами декоративно-прикладного творчества.
10

Задачи программы:
Обучающие:
- обучить практическим навыкам работы с тканью в различных техниках ;
- научить технологии выполнения ручных швов;
- научить определять изнаночную и лицевую стороны ткани;
- познакомить с основными геометрическими понятиями;
- научить правильно пользоваться инструментами и материалами( ножницы, нитки,
ткань, иголки и др.)
- сформировать знания о правилах техники безопасности.
Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер;
- развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ,
координацию в системе «глаз- рука»;
- развивать цветовое восприятие, художественный вкус.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- формировать культуру труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
1.8 Планируемые результаты освоения.
Планируемые результаты по итогам освоения дополнительной общеразвивающей
программы художественной направленности «Сотворим-ка» для обучающихся 5-6 лет:
∙ позитивные изменения в психологическом состоянии детей;
∙ развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными
операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
∙ свобода творческого самопроявления;
∙ раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
∙ стремление к самопознанию и самовыражению;
∙ снижение эмоциональной тревожности;
∙ повышение самооценки;
∙ развитие коммуникативных навыков;
1.9 Организационно-педагогические условия реализации
1.9.1 Язык реализации
На основании пункта 3.6 Устава организации и Федерального Закона «Об образовании
в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. дополнительная общеразвивающая
программа художественно –эстетической направленности «Эбру» реализуется на
государственном языке Российской Федерации – русском.
1.9.2 Форма обучения
Форма обучения – очная.
11

1.9.3 Особенности организации
Обоснованы педагогические условия организации образовательного процесса в детской
творческой студии (организация содержания занятий с учетом художественных
потребностей детей и специфики определенного вида художественной деятельности;
стимуляция и развитие устойчивого познавательного интереса к выбранному виду
художественной деятельности; использование традиционных и инновационных форм
организации учебных занятий, основанных на отношениях сотрудничества педагога и
обучающихся), позволяющие достичь максимальной степени удовлетворенности у
обучающихся от занятий по выбранному виду художественной деятельности.
1.9.4 Условия набора и формирования групп.
Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе художественноэстетической направленности «Сотворим –ка» производится на основании заявления и
запроса родителей (законных представителей) обучающихся 5-6 лет.
В группы принимаются все желающие от 5до 6 лет, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья, без предъявления особых требований к уровню развития творческих
способностей и физических качеств; предварительный отбор не проводится.
Допускается дополнительный набор на место выбывших обучающихся на последующие
года обучения.
В целом состав групп остается постоянным в течение года.
Условия формирования групп: разновозрастные.
Количество обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе
художественно-эстетической
направленности «Сотворимка-ка»» не более 6
обучающихся.
Наполняемость учебных групп
и
максимально
допустимый объем
образовательной нагрузки соответствует нормам санитарных правил СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
При адаптации программы под эти условия учитывались основные принципы дидактики,
возрастные особенности каждой группы, физические возможности и психологические
особенности обучающегося в каждой из указанных выше возрастных периодов.
1.9.5 Формы организации и проведения занятий.
Основной формой организации
образовательного процесса по дополнительной
общеразвивающей
программе художественной направленности «Сотворим-ка»
является групповая форма. Наряду с групповой формой работы осуществляется
дифференцированный подход к обучающимся, т.к. в связи с их индивидуальными
способностями, результативность в усвоении материала может быть различной.
Также для работы с одарѐнными обучающимися или часто болеющие, имеющими
пробелы в навыках, для отработки навыков используется индивидуальная форма
работы.
Все проводимые занятия
являются практическими. Теоретическая часть (сообщение
задач занятия, объяснение нового упражнения, рассмотрение вопросов техники
безопасности) включается в каждое занятие.
Формы проведения занятий:
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий
год.
12

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной
технике с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно
теоретические знания).
Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы
рисунка и живописи, используя натуру.
Рисование по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с
натуры; оно дает ребѐнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам,
литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения
ребѐнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в
выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные
занятия пробуждают фантазию ребѐнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у
детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы
проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь
педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества
детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может
проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к
отчетным выставкам.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
- наглядный:
∙ информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения
знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда;
∙ наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом, а так же для
наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;
∙ показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка направлены на приобретение детьми умений изображения и способов построения
композиции;
- словесный:
∙ слушание, разучивание стихов - направлен на совершенствование речевых умений,
художественно - эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми
определенной темы;
∙ прослушивание музыкальных произведений - направлен на художественно-эстетическое
развитие;
∙ беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а так же
используется для сравнения, обобщения знаний;
∙ исследование предметов, материалов, явлений, способов изображения;
- практический:
∙ экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретении новых способов
изображения знакомых предметов;
∙ моделирование - направлено на изменение формы изображаемых предметов и
разнообразных вариантов и способов построения композиции;
∙ сотрудничества и сотворчества - направлен на активное взаимодействие педагога и
ребенка, ребенка и ребенка;

13

1.9.6 Материально-техническое оснащение.
Место осуществления образовательной деятельности: Будапештская ул. д. 40 кор. 3,
лит.А
1.9.7 Кадровое обеспечение.
Реализация дополнительной общеразвивающей
программы
художественноэстетической направленности «Сотворим-ка» осуществляется
лицами, имеющими
среднее
профессиональное
или
высшее
образование
и
отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и
(или) требованиям профессионального стандарта.
Дополнительную общеразвивающую
программу художественной направленности
«ЭСотворим-ка» в организации реализует педагог дополнительного образования,
прошедший курсы повышения квалификации по направлению «Педагог
дополнительного образования».

II. Учебный план
Учебный план обучающихся 5-6лет

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы контроля

Организационное занятие

1

Педагогическое наблюдение

1.Раздел «Эбру – тайна зазеркалья воды»
Вводное занятие «Эбру – рисование
2
на воде»
Материалы и инструменты для
4
рисования на воде. Приемы работы в
технике эбру
Магия рисования на воде
2
Приемы разбрызгивания краски на
4
поверхность воды «крупно и
размашисто» при помощи кисти
Способы создания рисунка при
4
помощи шила на основе круга, точки,
тире, линии
Способ создания рисунка при помощи 2
гребня
Перенос рисунка с водной глади на
2
бумагу
Обобщение «Путешествие по водной 2
глади»
2.Раздел «Бумагопластика»
Введение
1
Аппликация
4
Оригами
4
Квиллинг
4
Папье-маше
2
14

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

2
1

3

Педагогическое наблюдение

1

2
3

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

4

Педагогическое наблюдение

2

Педагогическое наблюдение

2

Педагогическое наблюдение

2

Педагогическое наблюдение

1
4
4
4
2

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

1
1
1
1

Декупаж
Торцевание
3. Раздел «Чудеса из ткани»
Вводное занятия
Стежки
Изготовление игольницы
Изготовление куклы-скрутки
Вышивание крестиком
Отчетное занятие

1
2

1
1

1
2

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

1
6
4
2
4
1

1
1
1
1
-

1
6
4
2
4
1

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

Мониторинг
Итого

1
62

12

1
50

Педагогический мониторинг

III. Календарный учебный график реализации дополнительной общеразвивающей программы
Художественно-эстетической
направленности «Сотворим -ка» на 20232024год
Место осуществления образовательной деятельности по адресу: Будапештская ул. д. 40 кор. 3, лит.А
Год
Дата начала Дата
Количество Количество Режим занятий
обучения
занятий
окончания
учебных
учебных
занятий
недель
дней
1
год 01.11.23
24.06.24
36*
62
понедельник , среда
обучения
16.00-16.30
*Январь –март количество меньше в связи с производственной необходимостью, проводится
по 7 занятий в месяц

15

16

I V Календарно - тематический план
Обучающиеся 5-6 лет
месяц
Ноябрь

Задачи
№
занят
ия
1-2
Знакомство с красками
Эбру, с необходимыми для
работы инструментами

Вводная часть

3-4

Научить
детей
основному
приему
технике
эбру
–
Батталэбру,
разбрызгивание,
путем
постукивания
или
стряхивания краски с кисти на
воду. Показать детям как
переводится рисунок на бумагу;
Дать
детям
понятие
«композиция листа».
Закреплять умение рисовать Показать детям как переводится
круги,
нанося
краску рисунок на бумагу; Дать детям
заостренной
палочкой
под понятие «композиция листа».
прямым углом; Учить детей
рисовать
капельки
путем
вытягивания краски; Развивать
мелкую моторику рук.

5-6

17

презентация и
рассказать
детям
о
возникновении технике ЭБРУ, о
материалах и принадлежностях
необходимых
для
работы.
Поговорить с детьми о том, как
правильно организовать рабочее
место,
соблюдая
правила
техники безопасности. Показать
детям лучшие работы в этой
технике.
Знакомство с красками и Учить
детей
работать
с
инструментами
для различными
материалами,
работы
осваивать технику работы с
ними. Дать представление о
красках Эбру – танцующих
красках.

Магия рисования на воде
« Волшебное дерево»

Основная часть

Заключительная часть

Инструктаж
по
технике Входной контроль.
безопасности в объединении.
Знакомство с историей
возникновения
и
развития
«эбру»

пошаговое
использование
материалов,
инструментов,
красок, раствора для рисования
на воде. Способы нанесения
красок на поверхность воды с
использованием
цветовых
контрастов.
Перенос
изображения с водной глади на
бумагу.
Овладение
техническими
приемами (регуляция силы
движений,
определенная
амплитуда,
скорость,
ритмичность), умение изменять
размах
и
направление
движения руки при рисовании.

Декабрь

18

7-8

Подарок маме
«Цветы для мамы »

Закреплять навык знакомых
техник рисования. Развивать
желание экспериментировать,
фантазировать.
Вызвать
положительный
отклик
на
результаты своего творчества.
Воспитывать
аккуратность,
любовь к маме.
Продолжать учить рисовать
красками
Эбру.
Осваивать
технику
растягивания,
закручивания. Развивать
желание экспериментировать в
рисовании, используя 2 цвета
красок
(белый,
синий)..
Воспитывать
интерес
к
творчеству.

9-10

«Снежинка»

11-12

« В поисках пера Жар- Продолжать учить рисовать
птицы»
красками
Эбру.
Осваивать
технику
растягивания,
закручивания. Развивать
желание экспериментировать в
рисовании, используя 4 цвета
красок Воспитывать интерес к

Учить детей рисовать цветы в
технике эбру, закрепляя приемы
рисования
заостренной
палочкой.
Развивать
тактильную чувствительность и
моторику пальцев
Продолжать учить работать
шилом
по
поверхности
воды. Учить детей рисовать
снежинку,
проводя
линии
тонкой палочкой в разных
направлениях (сверху вниз,
слева направо). Воспитывать
аккуратность,
самостоятельность, творческую
активность. Вызывать радость
от создания тонкого, изящного
рисунка.
Вызвать положительный отклик
на
результаты
своего
творчества. Развивать моторику
чувство
композиции,
воображение,
творчество,
самостоятельность.
Продолжать учить работать
шилом
по
поверхности
воды. Учить детей рисовать
перо, проводя линии тонкой
палочкой через центр круга
(сверху вниз, слева направо).
Воспитывать
аккуратность,

Рисование на воде. Перенос
изображения с водной глади на
бумагу. Правильная раскладка
работы для высыхания.
Способы нанесения красок на
поверхность
воды
с
использованием
цветовых
контрастов.
Перенос
изображения с водной глади на
бумагу.
Способы нанесения красок на
поверхность
воды
с
использованием
цветовых
контрастов.
Перенос
изображения с водной глади на
бумагу.

Способы нанесения красок на
поверхность
воды
с
использованием
цветовых
контрастов.
Перенос
изображения с водной глади на
бумагу.

Декабрь

самостоятельность, творческую
активность. Вызывать радость
от создания тонкого, изящного
рисунка.
Закреплять навык знакомых
техник рисования, правила
работы с красками Эбру;
Развивать
желание
экспериментировать,
фантазировать.
Вызвать
положительный
отклик
на
результаты своего творчества.
Воспитывать
самостоятельность.
Вызвать положительный отклик
на
результаты
своего
творчества. Развивать моторику
чувство
композиции,
воображение,
творчество,
самостоятельность.

13-14

«Жар – птица»

Учить творчески выражать свой
замысел. Закреплять знакомые
способы рисования. Закреплять
навык рисования S -образных
форм. Развивать фантазию,
закреплять знакомые приемы.
Шило, краски, кисть

15-16

«Мир вокруг нас»

Закреплять навык знакомых
техник рисования. Развивать
желание экспериментировать,
фантазировать.
Вызвать
положительный
отклик
на
результаты своего творчества

17-18

Вводное
занятие. Презентация
курса
«Мир
Свойства и виды бумаги.
бумагопластики» Альбом с
образцами
видов
бумаги.
Карточки
со
схемами
складывания.
История
возникновения бумаги
Техника квиллинг.
Знакомство с учебным планом Техника
безопасности. Знакомство
с квиллингом.
работы объединения, задачами. Организация рабочего места.
Требования к поведению детей
Общие сведения о квиллинге и
во время занятия. Соблюдение
его особенностях.
порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике
безопасности.
«Снежинка»
Изготовление
снежинки Рассматривание образцов, показ Изготовление
деталей,
Изготовление
лучиков приемов работы. Работа с придание объема и поиск
петельчатым способом.
иллюстративным материалом и новых форм и цветовых

19-20

21-22

19

творчеству.

Закрепить навык рисования в
технике «Приливы-Отливы»,
«Баттал Эбру»; Продолжать
учить
смешивать
краски,
аккуратно наносить их на
поверхность воды. Закреплять
правила работы с красками,
инструментами.
Развивать
творческое воображение.

Овладение
техническими
приемами (регуляция силы
движений,
определенная
амплитуда,
скорость,
ритмичность), умение изменять
размах
и
направление
движения руки при рисовании.
Инструктаж
по
технике Соблюдение
порядка
на
безопасности
в
разделе рабочем месте. Соблюдение
бумагопластика
правил
по
технике
Вводный
инструктаж. безопасности.
Организационные вопросы.

Январь

23-24

Оригами
.

24-25

Квадрат – основная форма Знакомство
с
понятием Знакомство с видами бумаги Инструкционные
оригами
«базовые
формы». и еѐ основными свойствами, с демонстрирующие
Изготовление
квадрата
из инструментами для обработки. складывания.
прямоугольного листа бумаги
(два способа). Знакомство с
условными знаками, принятыми
в оригами.

26-27

Сказочные птицы.

28-29

Февраль

30-31

32-33

34-35

36-37
20

схемами.
сочетаний.
Теория: Техника выполнения Выполнение элементов оригами Практика:
оригами Свойства бумаги
деталей

Беседа о сказочных птицах

Изготовление
карты,
процесс

знакомство с базовой формой .Изготовление модели по плану
воздушный змей
Папье-маше
«Удивительный мир папье- Знакомство с
основным Оклеивание формы слоями из
маше».
способом работы в технике обрывков бумаги.
Немного из истории.
папье-маше:
Беседа с показом изделий из
папье-маше.
Оклеивание формы слоями из
Папье
маше Оклеивание формы слоями из Получение фигуры путем
обрывков бумаги.
обрывков
бумаги.
«Тарелочка»
наложения дополнительных
слоев бумаги.
Инструктаж
по
охране . Знакомство с материалами и Приклеивание
салфетки
Декупаж
труда.История возникновения инструментами,
которые классическим
способом
техники декупаж..
используются в работе
декупаж готового
изделия
«Тарелочки»
Виды
аппликации.
Виды Приемы
выполнения Упражнения
по
отработке
Аппликация.
бумаги. Приемы работы с аппликации на бумаге, картоне основных элементов работы с
бумагой. Подготовка к работе, различными
техниками бумагой.
необходимые
канцелярские декоративно-прикладного
принадлежности.
творчества
Правила
безопасности
при
работе с бумагой, клеем,
ножницами.
Аппликация куклы: в Беседа «История куклы». Что Оформление одежды для кукол зарисовка куклы в одежде,
нарядах из бумаги, в такое «объемная аппликация»? аппликацией из крепированной подбор
цветовой
гаммы,

нарядах
из
пуговиц,
ресурсного материала, в
нарядах
из
салфеток,
ткани.

38-39

Торцевание

40-41

«Плоскостное
торцевание».

Март

21

42-43

раздел
ткани»

«Чудеса

44-45

Виды ручных швов.

Оформление одежды для кукол
аппликацией
из
вырезной,
рваной цветной бумаги с
украшениями и дополнениями.

и салфеточной бумаги с
украшениями и дополнениями:
скатывание
шариков,
торцевание,
«гармошка».
Приемы и методы выполнения.
Одежда для кукол из пуговиц и
ресурсного
материала
с
украшениями и дополнениями.
Приемы и методы выполнения.
Одежда
для
кукол
из
салфеточной бумаги, из ткани с
украшениями и дополнениями.
Приемы и методы выполнения.
Знакомство. Правила техники Подготовка
и
выбор
безопасности
поверхности,
бумаги,
История
возникновения инструментов
и
других
техники торцевания. Виды материалов к работе. Виды
торцевания.
торцевания.

выбор сюжета. Декоративное
оформление
изделий.
Использование
различных
несложных техник работы с
бумагой, картоном и другими
поделочными материалами.
Изучение
из Материаловедение.
свойств ткани
Краткие
сведения
о
происхождении и производстве
тканей. Виды тканей, их
свойства. Натуральные ткани.
Определение
долевой
и
поперечной нити, лицевой и
изнаночной стороны.
Объяснение
по
теме
с
использованием
демонстрационного материала.

аппликация из разных видов
бумаги
от
простого
к
сложному, согласно приемам и
методам выполнения.

ознакомится со способами
формирования
торцовок.
Способы крепления торцовок к
поверхностям.

Подготовка
поверхности
к
торцеванию.
Выбор
и
подготовка (нарезка) бумаги.
Перенесение изображения на
поверхность.

Выполнение работы в технике
торцевания
на
плоскости
(приклеивание
торцовок
вертикально и очень плотно
друг к
другу на всей
поверхности)
Инструктаж
по
технике обыгрывание
правил
безопасности в разделе «Чудеса безопасности
игровыми
из ткани»
моментам.
Вводный
инструктаж.
Организационные вопросы

Правила безопасности при Выполнение простых стежков:
работе с иглами, ножницами, простой сметочный (вперед
нитками
иголку), ручной стачной (назад

История возникновения и виды
ручных швов. Назначение и
применение..

Апрель

46-47

Изготовление игольницы

48-49

Изготовление
скрутки

50-51

Вышивание крестиком

52-53

54-55

56-57

22

Виды игольниц, их назначение
и применение. Рекомендуемые
ткани
и
сопутствующие
материалы,
отделка.
Последовательность обработки.
куклы- Типы и виды кукол. Назначение
кукол, способы изготовления,
материалы
технологические
приемы.

Закрепление
умений
пользоваться инструментами;
сформировать
знания
об
использовании вышивки в быту
в России на различных этапах
развития истории;
Вышивание картинки по Закрепление
навыков
выбору ребѐнка
вышивания крестиком.

Вышивание картинки по Закрепление
навыков
выбору ребѐнка
вышивания крестиком

Пришивание пуговиц

Знакомить детей
с пришиванием
пуговиц,
с
различным
количеством
отверстий. Обратить внимание
детей на то, что нитки нужно

просмотр
журналов,
методической
литературы,
продукции.
Зарисовка
игольницы. Подбор тканей и
сопутствующих материалов.
просмотр
литературы,
методической
продукции.
Выбор
ткани,
ниток
и
сопутствующих
материалов
согласно цветовой гамме.
сформировать
умения
по
выполнению простого
шва
крестиком;
формировать
умения
пользоваться
инструментами при выполнении
вышивальных работ.
сформировать
умения
по
выполнению простого
шва
крестиком;
формировать
умения
пользоваться
инструментами при выполнении
вышивальных работ.
сформировать
умения
по
выполнению простого
шва
крестиком;
формировать
умения
пользоваться
инструментами при выполнении
вышивальных работ.
Закреплять правила пользовани
я инструментами для шитья,
научить
отмерять
нитку,
завязывать узелок.

иголку);
отделочные:
стебельчатый, тамбурный, шов
козлик (зиг– заг), гладь, шов
крестик
Подготовка к работе, пошив
игольницы
согласно
технологической
последовательности.
Изготовление кукол из нитей и
ткани
согласно
технологическим картам
вышивания крестиком.

Закрепление
навыков
вышивания крестиком.

Закрепление
навыков
вышивания крестиком.

обучение детей пришиванию
пуговиц
и
созданию поделок разного
содержания.

Примечание [С1]:

Май

23

подбирать в тон одежды.
пуговиц Показать детям технику
пришивания пуговиц своими
руками.
Создавать поделки из разных
пуговиц.

58-59

Пришивание
«Цветок»

60-61
62

Завершающий процесс

Развивать
творческую Создание поделки из разных
активность, мелкую моторику пуговиц
рук, поддерживать потребность
в самоутверждении.
Воспитывать интерес к ручному
труду.

Подготовка к выставке . Практическая работа
Педагогический мониторинг

V. Методические и оценочные материалы
5.1 Методические материалы
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы
художественной
направленности «Сотворим -ка» педагогом дополнительного
образования проводится оценка индивидуального развития обучающихся в рамках
педагогической диагностики.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при
выполнении творческих заданий. Этому способствуют поощрение, создание
положительной мотивации, актуализация интереса.
Традиционные формы работы с обучающимися, применяемые в работе:
 словесные (объяснение, пояснение, рассказ, );
 наглядные (наблюдение, показ упражнения, фильма, музыкальных
произведений и пр.; видеометод);
 практические (творческая деятельность, упражнения, различные виды игр –
словесные, подвижные).
Демонстрационный материал на печатной основе: подборки наглядно
иллюстративного материала, самодельные карточки-схемы к упражнениям, танцам.
Описание игр и упражнений для обеспечения смены деятельности обучающихся.
Электронные дидактические материалы: карты, таблицы, иллюстрации, игры, видео
материалы и аудиозаписи, презентации к темам.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения задачи индивидуализации образования и оптимизации
работы с обучающимися.
Достижения
обучающегося
должны
рассматриваться педагогом
дополнительного
образования с позиции той деятельности, которую он осуществляет совместно с
обучающимися.
Формой
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Сотворим -ка» являются:
- педагогический мониторинг показателей развития двигательной сферы и
освоения художественных навыков обучающихся;
5.2 Оценочные материалы
Результаты мониторинга показателей развития двигательной сферы и освоения
художественных навыков детей
Обследование проводится по следующим направлениям:
1. Цветовое восприятие: ребѐнок видит яркость и нарядность цвета и его
оттенков;
2. Ребѐнок создает образы путѐм создания отчѐтливых форм, подбора цвета,
использования знакомых материалов и инструментов;
3. Ребѐнок передаѐт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько образов;
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании в технике эбру
Низкий (1 балл)

24

 у ребенка слабо выражено цветовое восприятие;
 эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении
взрослого;
 ребѐнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные
особенности;
 ребѐнок рисует только при активной помощи взрослого;
 знает изобразительные материалы и инструменты, но не умеет пользоваться
ими;
 не достаточно освоены технические навыки и умения;
Средний(2 балла)
 у ребѐнка есть интерес к цветовому восприятию;
 проявляет внешние признаки эмоционального состояния;
 знает способы изображения некоторых предметов и явлений;
 правильно пользуется материалами и инструментами;
 владеет способами и приемами в технике эбру с частичной помощью
взрослого;
 проявляет самостоятельность;
Высокий (3 балла)
 ребѐнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета,
некоторые его оттенки;
 быстро усваивает приѐмы работы технике эбру;
 владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;
 передаѐт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;
 обогащает образ выразительными деталями, цветом;
 умеет создать яркий нарядный рисунок;
 может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат;
 может объективно оценивать свою и чужую работу;

Предлагаемый мониторинг разработан с целью оценки изменений, проявляющихся в
развитии художественной сферы и оценки степени освоения обучающимися творческих
навыков в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы
художественно- эстетической направленности «Эбру».
Таблицы мониторинга заполняются в начале (октябрь) и в конце (май) педагогом
дополнительного образования.
Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся во время итоговых
просмотров по окончании учебного года
1 балл – не усвоил, нуждается в помощи педагога;
2 балла – частично освоил, частично нуждается в помощи педагога;
3 балла – не усвоил, нуждается в помощи педагога.
№

25

Фамилия,
имя ребенка

Активность и
самостоятельн
ость
в
рисовании

Уровень
формирования
мелкой
моторики

Умение
находить
новые
способы
изображения,
передавать в
работах свои
чувства

Оценка
по
3балльной
системе

1
2
3
4
5
Тестовые материалы для итогового контрольного опроса
 Где произошла техника эбру?
 Как правильно хранить краски и раствор для эбру?
 Как называются основные инструменты, необходимые для эбру?
 Какие основные цвета нужно смешать, чтобы получить дополнительные?
 Какие цвета называются теплыми и холодными?
 Какие геометрические фигуры ты знаешь? Какие симметричные предметы вы знаете?
 Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?
 Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?
 С чего нужно начинать работу?
 Какие краски нужно использовать для передачи грустного и веселого настроения?
 Какие линии используются в рисунке?
 Что такое линия горизонта?
 Какие цвета являются контрастными?
 Что такое орнамент и ритм в орнаменте?
Для оценки эффективности реализации программы в разделе «Бумагопластика»
необходима система отслеживания и фиксации результатов работы воспитанников.
Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства обучающихся.
Результативность усвоения дополнительной образовательной программы отслеживается
путѐм проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики:
1 этап - предварительный (первоначальный). Цель его - определение уровня
имеющихся у обучающихся знаний, умений, навыков в начале обучения. Формы
проведения: тестирование, анкетирование, наблюдение.
2 этап - текущий (промежуточный). Его цель - подведение промежуточных итогов
обучения, оценка успешности продвижения обучающихся. Формы проведения,
показатели, критерии разрабатываются индивидуально по направлению деятельности.
3 этап - итоговый учѐт. Подведение итогов года. Формы проведения: выставки,
конкурсы, конференции, практическая самостоятельная работа.
При оценке результатов работы обучающихся, выделяются такие аспекты, как:
критерии и форма оценки результата подготовки каждого обучающегося и оценка
общего уровня подготовки всех обучающихся творческого объединения. Очень важно
продумать и форму оценки результата ребѐнка. Она должна быть конкретна, понятна,
отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию
«двоечника» или «троечника». Для этого разработана уровневая система оценки
(высокий, средний, низкий).
Карта диагностики усвоения программы
№
ФИ
История
Материалы,
Знание
правил
Основы
квиллинга,
инструменты
техники
цветоведения
п/п
оригами,
безопасности
п.к.
т.к.
ит.к.
п.к.
т.к.
ит.к.
п.к.
т.к.
ит.к.
п.к.
т.к.
ит.к.

26

Базовые формы

п.к.

т.к.

ит

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
2.8 Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня
овладения детьми Дети будут знать специальную терминологию, получат представление
о видах этого древнего искусства, научатся обращаться с основными художественными
материалами и инструментами.
К концу обучения будут: Знать:
 основные и дополнительные цвета
 цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
 понятие симметрии;
 контрасты цвета;
 гармонию цвета;
 азы композиции;
 грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
 строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат,
прямоугольник);
Уметь:
 уметь подбирать цветовую палитру, правильно использовать художественные
материалы в соответствии со своим замыслом;
 умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
 выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
 соблюдать последовательность в работе(от общего к частному);
 работать в определенной гамме
 доводить работу от эскиза до композиции;
 использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, цвет). Получат
развитие личностных качеств:
 Умение организовывать и содержать в порядке своѐ рабочее место;
 Трудолюбие, самостоятельность;
 Оценивать свою работу, находить еѐ достоинства и недостатки;
 Умение радоваться своим успехам и успехам товарищей.
Информационные источники:
Список рекомендуемой литературы для педагога дополнительного образования:
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.:
«Издательство Скрипторий », 2008.
2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс,2004.
3. Иванова О. Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие
способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

27

4. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.:
Педагогическое общество России, 2002.
5. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство,2000.
6. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс,2002.
7. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство,1995.
8. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга,
2000.
9. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. –М.: МИПКРО,
2003.
10. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для
воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
11. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
12. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
13. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
14. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в
ДОУ.-М.:ТЦСфера,2011
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Статья С. Мамий на портале IslamTodayhttp://islam-today.ru/article/7841)
www.art-alla.jimdo.com
http://www.ebrumag.ru
http://risovanie-na-vode.ru
/news/ebru-dlya-nachinayushih-novichkov
1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – «Феникс», Ростов-наДону: 2011
3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009.
4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство
«Скрипторий 2003», М: 2008
5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 – ООО Издательство
«Скрипторий 2003», М: 2007
6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: ООО
Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всѐ об оригами / Е.Ю. Афонькина, С.Ю.
Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги / Е.Ю. Афонькина, С.Ю.
Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой
С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994

28

/ Е.Ю. Афонькина,

4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты
Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.

/ Е.Ю.

5. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами / Е.Ю. Афонькина,
С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.
6. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада
и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999.
7. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и
модели: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
8. Долженко, Г.И. 100 оригами : книга для воспитателей детского сада, учителей
начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг,
2007.
9. Коротеев, И.А. Оригами для малышей: книга для воспитателей детского сада и
родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
10. Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами: книга для воспитателей детского сада,
учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006.
11. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами: книга для воспитателей
детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.:
Айрис-пресс, 2007.
12. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами: книга для родителей/ С.В.Соколова. СПб.: Нева, 2007
13. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки: книга для родителей/
- СПб: Химия, 2001

С.В.Соколова.

14. Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок: книга для воспитателей детского сада,
учителей начальной школы и родителей/
С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».