15.02.2021
15.02.2021
Готовность к школе
То, насколько
ребенок будет готов к учёбе, определяет в будущем его успешность в овладении
знаниями и дельнейшем развитии.
Можно выделить
следующие составляющие готовности к школе:
· интеллектуальная,
· эмоциональная,
· социальная.
Эмоциональная
зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность
длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Если говорить
конкретнее, то ребёнку в школе пригодится способность контролировать себя,
регулировать своё настроение, поведение, свои эмоции. Ему придётся кропотливо
выполнять много заданий, тренирующих письмо, привыкать сидеть на уроках за
партой, соблюдать нормы поведения, приличия.
Для того чтобы у
ребёнка у самого появилось желание выполнять свои обязанности школьника важно
сформировать у него стойкий интерес к получению знаний, к собственному
взрослению, к школе как новому этапу в его жизни.
Для этого
психологи советуют разговаривать о школе, делиться своими приятными
воспоминаниями из детства, фантазировать о том, с чем столкнётся ребёнок. Также
полезно в форме ролевой игры обыгрывать конкретные ситуации, знакомить ребёнка
с правилами поведения на уроке, общения с учителем. Важно давать информацию в
позитивном ключе, не давить на ребёнка, не навязывать ему мысль: «Школа – это
хорошо; я хочу в колу». Если родитель сам будет получать удовольствие, проявит
искренний интерес, то ребёнок сам захочет в школу.
Существует
множество тестов для проверки готовности ребёнка к школе, но они, в основном,
проверяют знания ребёнка. Чаще всего вывод о психологической
(эмоционально-волевой) готовности ребёнка к школе делают из наблюдений, бесед,
рисунков.
Существуют конкретные
показатели, на которые нужно обратить внимание при оценке:
¾ познавательное
отношение к миру (ребёнок развивается, интересуется окружающим, новым,
необычным, стремится расширить свои познания);
¾ желание ребёнка
идти в школу (это может проявляться в желании узнавать то, чему учат в школе,
общаться со сверстниками/взрослыми, стать более взрослым, пережить то, о чём
мама рассказывала и т.д.);
¾ волевое развитие
(ребёнок может контролировать своё поведение);
¾ эмоциональное
развитие (умение сочувствовать, сопереживать, понимание хорошего/плохого и
т.д.)
¾ позитивное
отношение к школе;
¾ начало
формирования самосознания, самооценки (адекватное отношение ребенка к своим
способностям, результатам работы, поведению);
¾ желание ребёнка
общаться со сверстниками.
В конце хотелось
бы особо отметить, что школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка,
подчиняется закону неравномерности, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и
зоны наибольшей уязвимости. Поэтому, во-первых, не стоит расстраиваться или
паниковать, если ребёнок чего-то пока не понимает или ему, может, пока не
хочется идти в школу или узнавать что-то новое. Во-вторых, не стоит проявлять
излишнее рвение и «впихивать» в него так необходимые знания, умения и навыки.
Будет большим достижением вашим и плюсом для ребёнка, если в школу он пойдёт с
реальным желанием, хорошим настроением, без страхов и беспокойства.
педагог-психолог Егорова Е.В.